Болонская система образования: плюсы и минусы в наших реалиях


Болонская система образования: плюсы и минусы в наших реалиях

Болонская система образования в последние 2-3 года стала одной из самых обсуждаемых тем в странах СНГ в целом и в России в частности. Поскольку именно эта система с недавних пор используется в ВУЗах РФ и СНГ. Откуда растут корни этой системы и что она собой представляет? Что она принесет отечественному образованию – вред или пользу?

В итальянском городке Болонья 14 лет назад министрами образования евро стран была подписана особая декларация, в соответствии с которой к 2010 г вся Европа должна перейти на единую систему высшего образования и признания документов об окончании ВУЗов. Россия в 2003 осенью решила присоединиться к странам, который перешли на Болонскую декларацию, а с 2011 г практически все ВУЗы РФ перешли на систему «бакалавр-магистр».

В ВУЗах стран, которые внедрили Болонскую систему образования, студенты должны в течение семестра заработать определенное число баллов. Баллы набираются за счет активности на парах, составлении докладов, написании и защите рефератов, написании и защите контрольных работ. Тот, кто не добрал требуемого числа балов – не допускается к сдаче экзаменов. Студенты ВУЗов, работающих на данной системе образовании, имеют право каждый семестр менять учебные заведения, поскольку у всех работает единая система оценок. Выпускник подобного учебного заведения претендует на получения работы в любом государстве Европы.

Как обещают на бумаге, новая система образования позволяет студентам беспрепятственно перемещаться практически по всему миру. А на практике не много студентов имеют средства для обучения не на родине. А те же, кому позволяют средства совершать поездки за рубеж, чаще их используют в туристических целях. Для наших студентов этот факт является одним из минусов Болонской системы образования.

Еще одной отрицательной стороной этой системы считается форма оценивания знаний учеников. Все ВУЗы без исключения имеют основную базу, т. е. те предметы, знания и навыки, за освоение которых студентам должны быть начислены баллы. А оставшееся число баллов нужно набирать, базируясь на собственных интересах и вкусах. Как известно, студенты – хитрый народ, и большинство выберет для себя наименьший путь сопротивления. Получается, что студенты станут выбирать самые легкие предметы, посещать курсы, на которых самые лояльные требования профессуры. В связи с этим, значительно сократиться уровень знаний в стране.

Ответить на вопрос – вред или пользу принесет новая Болонская система, однозначно нельзя. Но при переходе на эту систему образования следует учитывать трудности и ошибки европейских стран, и таким образом, подстраивать данную систему под российское образование.

Автор:
Дата публикации: 2013-09-23